Египет был страной магических созвездий. Их скрытые силы могли влиять на физический мир. В дельте Нила картины и изваяния всегда рассматривались как живые и действующие существа. Сфинксы - сторожа перед храмами наказывали и вознаграждали, как фараоны, которых они изначально олицетворяли. В любом случае, народ и жрецы этому верили. Благоговейно стояли людские массы под палящим солнцем, когда принимались ответственные решения. Каменный рот сфинкса тогда открывался, воля богов проникала в уши властителей. "Золотые" слова сфинкса спешно записывались на папирус.
Взгляды древних египтян были мистическими даже для мага. По их представлениям, богиня Нут образовывала своим телом небесный свод над землей. Солнце проезжало каждый день на лодке по этому своду с востока на запад. Решающим для понимания мистической картины мира было то, что Солнце, Небо, Земля и Океан считались не частями мира, которым давали определенное название, а человекоподобными существами с разумом, волей, ощущениями и чувствами. То есть, нечто близкое к "сверхлюдям". В связи с этим небесный свод египтяне называли "Нут".
Египтяне были очарованы магией. Они верили в силу слова, в неотразимое влияние магических жестов и ритуалов. Этим они хотели подчинить богов своей воле. Особенно выраженным был культ мертвых. Жрецы угрожали божествам жестоким отмщением, как бы те ни выглядели, если они будут плохо обращаться с мертвецами. Для этих целей жрецы исписывали свитки папируса магическими знаками. Они должны были помочь мертвым на том свете. Эта книга мертвых, как называли свитки, давала точную информацию. Там было указано, что случится с душой в царстве теней, и как умерший должен защищаться на Страшном суде. И подсказывались ответы на настойчивые вопросы богов. Кто знал эти ответы, мог ожидать благоприятного решения суда.
В Египте были сделаны страшные находки. О человечности не было и речи. Нет практически ни одной могилы фараона или другого состоятельного человека без нескольких десятков скелетов (иногда сотен) убитых или просто замурованных из числа прислуги или рабов. Очевидно, в пирамидах похоронены не только господа, сотни слуг посылались вместе с фараоном на тот свет, чтобы и там верно служить ему.
Но можем ли мы возмущаться лишением жизни многих людей в пирамидах в сравнении с миллионами людей, загубленных войнами между добром и злом. Ответ очевиден. Египтяне, греки, римляне перед наступлением новой эры жили в другом мире! В мире неуверенности и постоянного страха. Наверху находились боги, которые не были идеальными и вовсе не заботились о благополучии людей. Напротив, боги создали людей, чтобы они им служили. Потому что боги были жадными: за каждую мелочь, которые они представляли людям того времени, даже за лучи Солнца и свет Луны, они требовали дань. Ненормально высокая цена! Жертва, - говорилось в магической формуле, - это тайна. Действительными жертвами были люди, боги древности не могли насытиться кровью и слезами людей. Чтобы дом стоял дольше, в его фундамент необходимо было замуровать человека. И если один бог насыщался, то много других ждало своих подношений. Ибо боги, как и люди, были ревнивыми и одержимыми. Наконец, были еще и личные жертвы, которые цари приносили во имя себя, и официальные жертвенные обряды, ход которых совершался в присутствии простых людей. Письменных свидетельств того, как проводились такие официальные церемонии, к сожалению, не сохранилось, так как само собой разумеющемся - а человеческие жертвы были обыденными - не описывается. Зачем? Это каждый знал и воспринимал, как должное. Такие государства, как Египет, были теократиями, они управлялись жрецами. Каждый житель такого государства был рабом фараонов и храма. Причем его социальное положение не имело значения. Жизнь раба заканчивалась, если это решили фараон или жрец.
В те времена, каким бы ни было социальное положение, оно не давало гарантий спасения от ритуального убийства. Все постоянно жили - как это выразил пророк Исайя - под знаком беды. без надежды и в тени смерти. Они были игрушками царей и жрецов. И богов, которым они поклонялись. Как можно было избавиться от этих ненасытных, жестоких богов, как разорвать эту частную сеть из жестокого страха и горечи, задушевной безнадежности?
Только с новым божественным откровением, которое предложило бы новые ориентиры. В 13 веке до Рождества Христова человек по имени Моисей в Синайской пустыне возвестил маленькой группе кочевников начало новой эры для всего человечества. "Слушай, Израиль, - прогремел его голос, - наш Господь Бог един!"